Останемся без хлеба? Чем грозят россиянам майские заморозки на полях

5 июня 2024, 19:52
·
Новости хлебопечения
Непростые для аграриев погодные условия, сложившиеся в мае, вылились в головную боль для Минсельхоза: недавно стало известно, что он готов ввести федеральный режим чрезвычайной ситуации. Что это значит, чем это грозит и останется ли на полках российских магазинов хлеб — разбирался 78.ru вместе с экспертами.
 

ЧП федерального характера

Начало мая выдалось для аграриев России сложным: на место весеннего потепления стремительно пришли заморозки и оказались настолько сильными, что сразу десять областей ввели на своих территориях региональный режим чрезвычайной ситуации — Тамбовская, Липецкая, Воронежская, Волгоградская, Орловская, Ростовская, Пензенская, Саратовская, Белгородская и Курская. В некоторых из них процент погибших саженцев и неурожая может составить 100%, причём касается это в первую очередь плодово-ягодной продукции. Особенно пострадали яблоки, груши, вишня — так, по словам министра сельского хозяйства Тамбовской области Алёны Сытовой, погибшими можно считать 80 тыс. тонн урожая.

Однако помимо плодово-ягодных культур большие потери зафиксированы и в посадках зерновых: так, ещё 16 мая министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут озвучила, что в Центральном и Приволжском округах погибли посевы на площади около 830 тыс. га, позднее вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев сообщил, что погибли более 1 млн га посевов, из которых около 850 тыс. га приходятся на зерновые, а ещё 700 тыс. га пострадали. Больше всего ущерба нанесено посевам ячменя, рапса и подсолнечника, хотя и другие зерновые культуры тоже оказались под ударом.

К концу мая в пострадавших регионах был практически завершён пересев, что даёт надежду на восполнение какого-то количества урожая, однако реализуется ли она, пока неясно. Видимо, с этим связаны и планы Минсельхоза ввести режим чрезвычайной ситуации федерального характера — по словам вице-премьера Патрушева, сейчас ожидается необходимое решение комиссии МЧС, после чего режим вступит в силу.

Слова «режим ЧС федерального характера» звучат тревожно, однако на самом деле всё не настолько страшно: как пояснила в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих, эта мера вводится прежде всего для задействования государственной помощи аграриям.

— Федеральный режим ЧС в отраслях сельского хозяйства имеет юридическую основу и направлен на то, чтобы сельхозпроизводители получили возможность обратиться за помощью к государству с целью нивелирования своих убытков от сокращения объёмов урожая. Этот режим позволяет субъектам сельского хозяйства получить поддержку от государства в виде субсидий или льготных кредитов либо компенсировать полученный ущерб путём реализации мер ответственности со стороны управляющих (головных) компаний, а также получить страховое возмещение убытков (если действует договор страхования), — объяснила эксперт.

Как отметила Линда Рыжих, применяется такая форма в сельском хозяйстве редко, хотя постановление правительства «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 2007 года позволяет вводить режим ЧС из-за ущерба урожаю. Поэтому введение такого режима является своеобразным маркером: в 2024 году аграрный сектор действительно понёс серьёзные потери.

Впрочем, как уверяют высокие чиновники, потери эти не критичны: несмотря на крупные цифры потерянных из-за заморозков площадей, на самом деле они составляют всего около 1% от всех посевных площадей страны. Такие же данные озвучил 4 июня на совещании с правительством президент РФ Владимир Путин: погибло около 1% урожая. Однако негативный эффект, безусловно, будет, причём как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

— Наиболее вероятные последствия майских заморозков для внутреннего рынка РФ — это снижение урожая сельскохозяйственных культур (зерно, овощи, фрукты, ягоды и лён), повреждение уже взошедших посевов, умеренное увеличение цен на некоторые категории продуктов питания, смещение сроков сбора урожая, на международном уровне — уменьшение объёмов экспорта зерна и возможные проблемы с поиском новых покупателей. Ну и в целом произойдёт некоторое ухудшение отчётных показателей за 2024 год для публичных компаний, связанных с сельским хозяйством и экспортом зерна, — предсказала Линда Рыжих.

Хлеб останется?

Как рассказал 78.ru маркетолог, управляющий партнёр репутационного агентства Dragons.media Сыдып Бальдруев, заморозки больно ударили по аграрному сектору страны, и уже сейчас многие компании начинают пересматривать свою ценовую политику в связи с ними.

— Многие наши клиенты из данного сектора пересматривают свою ценовую политику, перестраивают маркетинг и ищут ходы и выходы из ситуации. Подобная ситуация также затрагивает по цепочке и других хозяйственников из других отраслей — логистов, которые также не рассчитывали на подобную ситуацию, поэтому также корректируют планы, — отметил он.

С рынком логистики в России и без того наблюдаются проблемы: так, только в Московском регионе аренда складов подорожала за полгода на 50%, в Петербурге за 10 месяцев 2023 года — на 30%, и это не предел. Необходимость снова перестраивать логистические цепочки внутри страны наверняка вызовет рост цен на продукцию, пострадавшую из-за заморозков.

Это уже чувствуется на рынке плодово-ягодной продукции: яблоки, груши, клубника, черешня пошли в ценовой рост, хотя сейчас начинается именно их сезон. Однако связано это в первую очередь не с дефицитом из-за заморозков, как поясняли ранее эксперты 78.ru, ведь часть этих культур ввозилась и ввозится из-за границы, в большинстве своём из дружественных стран, а также поставляется из регионов, где заморозков не было. Как раньше с бананами, «на хайпе» хотят заработать продавцы, поэтому цены непривычно лихорадит.

То же предсказывает в отношении продукции из зерновых — хлеба, подсолнечного масла, макарон, условной гречки и других — Линда Рыжих: дефицита однозначно не будет, а вот цены могут вырасти.

— Учитывая имеющиеся масштабы запасов зерна в нашей стране, ситуация с сокращением урожая по причине заморозков не грозит какими-либо критическими последствиями. Риски дефицита сельскохозяйственной продукции, в целом, для России очень незначительны (в определённых регионах это может быть более ощутимо, конечно, но к экономическим проблемам не приведёт), — считает эксперт.

Вероятное повышение стоимости будет связано в первую очередь с ценовыми ожиданиями людей и, конечно, с тем, что их поддержат производители и продавцы, которые уже сегодня спекулируют на ситуации. Эксперт приводит в пример морковь, которая резко подорожала до 100 рублей за килограмм, и отсутствие традиционного июньского снижения цен на клубнику — она, напротив, подорожала, хотя предложение её соответствует текущему сезонному спросу.

— В случае возникновения ажиотажного спроса на гречку, макаронные изделия и т. п. по причине усиления потребительских инфляционных ожиданий стоимость этих товаров может увеличиться. Но я уверена, что, если это и произойдёт, то продлится недолго и вскоре рыночные цены придут в равновесие. <…> Вывод: существенного повышения цен и дефицита, безусловно, ждать не стоит, однако и существенного удешевления овощей, фруктов и ягод к концу лета, судя по всему, тоже не будет, — резюмировала эксперт.

Что же касается хлеба, макарон и другой подобной продукции из зерновых, то к их стоимости приковано особенно пристальное внимание — они входят в потребительскую корзину, цены на которую отслеживает Росстат. По его данным, за май ржаной и ржано-пшеничный хлеб вырос в цене по отношению к концу апреля на 1,25%, а из пшеничной муки — на 1,21%; макароны же вовсе не поднялись в цене, вермишель подорожала на 0,32%, а подсолнечное масло и пресловутая гречка опустились на 0,24% и 0,91% соответственно. Стоимость же яблок за тот же период выросла на 6%.

Таким образом, пока ничего страшного не случилось даже в рознице — цены на хлеб держатся примерно на прежних уровнях. А о яблоках лично попросил позаботиться президент РФ Владимир Путин: 4 июня на совещании с правительством он поручил принять решения, чтобы не допустить роста цен на эти фрукты из-за проблем после заморозков.

Удар по бюджетному карману?

Проблемы российских аграриев затрагивают не только самих россиян, но и всех, кому РФ поставляет зерно и зерновые культуры, — на сегодня это больше 30 стран, среди которых Китай, государства Латинской Америки и Африки. Все они так же пристально следят за проблемами российского агросектора и тем, как он с ними справляется.

— Имеются вопросы и у импортёров, также страдают экспортёры — сельскохозяйственная продукция из России всегда котировалась на рынках многих стран. Как будет происходить ситуация дальше, покажет время, но событие затронуло многих, — констатировал Сыдып Бальдруев.

По итогам 2023 года агроэкспорт занял вторую строчку в доходах бюджета России — сразу после доходов от продажи нефти и газа. Текущий год должен был закрепить успех и позволить выйти на новые рынки, однако погода подбросила неопределённости в прогнозы реализации этих планов. Впрочем, как отметила Линда Рыжих, значительного влияния заморозки оказать на экспорт не должны — здесь для изменения динамики есть другие причины.

— Снижение экспорта уже наблюдается, но причиной этому является ценовая динамика, не связанная с последствиями заморозков (прогнозируемое снижение объёмов экспорта — всего 1,5%). Таким образом, экспортные операции не пострадают, однако прошедшие заморозки, очевидно, отразятся на будущей производственной базе внутри страны, — считает эксперт.

Что действительно может сократиться, так это чистые доходы бюджета — и то потому, что в расходы войдут меры государственной поддержки аграриев, которые предусмотрены режимом ЧС федерального характера. Однако и это сокращение сильно на экономическую ситуацию в отдельных отраслях и в целом на сельскохозяйственном рынке не повлияет.

— Окончательный ущерб ещё не подсчитан, тем не менее можно сказать, что сокращение урожая в связи с заморозками составляет в масштабах всей страны незначительную величину. Можно с уверенностью утверждать, что майские заморозки в России не окажут значимого влияния на объёмы экспорта зерновых культур. <…> Россия сохранит лидерство в экспортных поставках сельхозкультур, — уверена Линда Рыжих.

Так или иначе, в приоритете российских властей всегда остаётся внутренний рынок — в текущей ситуации это залог спокойствия населения. Как показывает практика, если на внутреннем рынке начинаются волнения, в первую очередь режут экспорт, чтобы его насытить, — каждый год это демонстрирует рынок топлива. В сельском хозяйстве ситуация та же: Минсельхоз уже предупреждал, что если в первом квартале года экспорт зерна будет очень большим, он введёт высокие квоты для избежания рисков внутреннего дефицита.

Это значит, что на полках российских магазинов хлеб и макароны однозначно останутся — только, может быть, немного подорожают ради прибыли продавцов. А вот зарубежным покупателям, возможно, придётся подождать более благоприятной погоды для российского сельского хозяйства — если, конечно, пересев не даст достаточного эффекта.

Источник

Другие новости