Работы не надо, а хлеба давай. Как ельцовское предприятие справляется с нехваткой пекарей
Райпо «Ельцовское» изо всех сил старается остаться на плаву, вводя в ассортимент оригинальные сорта хлеба и сдерживая его цену. Но жесткий дефицит кадров и лишение льгот вынудили предприятие с 1 июня повысить стоимость булки. Мы попробовали разобраться, что мешает сегодня сельскому малому бизнесу.
Производственные успехи
В райпо трудится около 60 человек. Они занимаются торговлей, выпуском хлебобулочных и кондитерских изделий. Только одного хлеба производится более десяти сортов.
Технолог предприятия Татьяна Крючкова говорит, что каждый год старается расширить ассортимент продукции, внедряя в ассортимент мелкоштучные хлеба «Спортивный», «Дарк» с семенами подсолнечника. Недавно освоили лепешку «Борщец» со свеклой и жареным луком, хлеб кукурузный, пряный. А для производства булочек и кондитерских изделий предприятие закупает свежие ягоды у населения района.
Секретами технологии такой продукции поделились с ельцовцами поставщики сырья из «КузбассСнаба».
– Мы тесно работаем с этой организацией, нас приглашают на мастер-классы, – рассказала Крючкова, добавив, что больше всего гордится хлебом первого сорта и «Кишинёвским».
По ее словам, такой продукции больше никто не производит, поскольку сейчас мини-пекарни делают быстрый хлеб за два часа, а в райповском хлебозаводе выквашивают тесто по 4–4,5 часа, не используя улучшителей.
Продукция предприятия поставляется в социальные учреждения Ельцовского и Тогульского районов и в магазины Кемеровской области. Также есть семь собственных торговых точек, расположенных в селах района.
Конкуренция и алкоголь
Однако покупательский спрос на хлебобулочные изделия райповских мастериц снижается ежегодно на 4–8%. Если в 2016 году компания вырабатывала по 40 тонн в месяц, то в прошлом году – 22 тонны за этот же срок. Это связано как с оттоком населения из сельских районов, так и с появлением на рынке новых игроков.
Предприятие работает в условиях жесткой конкуренции с торговыми сетями и другими предпринимателями, держась благодаря умеренным ценам, оригинальности и свежести продукции.
– В магазины мы поставляем только горячий хлеб по заявкам. Ночная смена печет для других районов и Кемеровской области, а утренняя – для наших магазинов, – говорит председатель райпо Алла Онучина.
Есть и другие боли. Раньше «Ельцовское» могло участвовать в краевых грантах и приобрести с помощью этих средств печь, расстоечный шкаф, хлебовозку. Последний раз райпо получало господдержку в 2022 году. Но вышел закон, запрещающий такие льготы для предприятий, реализующих подакцизные товары. А отказаться магазинам от торговли алкоголем и табачными изделиями – значит потерять последних клиентов.
Из-за перебоев в подаче электроэнергии, которые в селе бывают нередко, приходится останавливать производство, а хлеб нужен в социальных учреждениях.
– Хорошо бы получить господдержку на дизель-генератор, да нельзя из-за торговли алкоголем, – говорит Онучина.
Опять же краевые власти субсидируют малому бизнесу затраты на приобретение автомобилей грузоподъемностью более 1,5 тонны, а потребительское общество купило машину небольшую и не попадает под льготу, поэтому председатель райпо просит депутатов отменить данное ограничение. И этот вопрос краевые власти обещают решить на федеральном уровне.
Дефицит пекарей
Но самая кричащая проблема предприятия – нехватка пекарей. Из девяти необходимых осталось четыре. Кто-то ушел на пенсию, кто-то не может работать по состоянию здоровья. А кому-то не нравится зарплата, которая в среднем составляет на предприятии 25 тыс. руб.
– МРОТ мы выдерживаем, а платить больше не можем, – призналась руководитель. – Хлеб не тот бизнес, на котором можно много заработать. У нас 450-граммовая булка первого сорта стоит 36 рублей. С 1 июня были вынуждены поднять эту цену, иначе производство станет убыточным. А деньги на развитие постоянно нужны. Недавно взяли в лизинг новую машину для развозки хлеба. Переплата по лизингу будет 700 тыс. руб. Для нас это очень много, но деваться некуда, потому что старая хлебовозка просто рассыпается.
Алла Владиславовна говорит, что готова принимать пекарей без всякого конкурса и учить, но желающих нет. Безработным проще встать на учет в службу занятости, где будут полгода что-то платить и можно не работать. Потом они придут на хлебозавод на полгода и опять можно оформлять статус безработного. Поскольку разница между пособием и зарплатой небольшая.
Онучина считает, что пособие должны получать только те безработные, которых сократили, а не те, кто сами уволились.
Начальник Управления по труду и занятости Алтайского края Надежда Капура прогнозирует, что нехватка кадров будет сохраняться как минимум еще 5–6 лет. К 2030 году ожидается прирост трудоспособного населения в крае на 10 тыс. человек. Это сократит дефицит кадров, который сегодня составляет 26 тыс. человек.
В настоящее время в Ельцовском районе работодателями заявлено 32 вакансии. При этом официальных безработных в полтора раза больше.
– Мы понимаем, что это сложный контингент, с которым нужно работать. Но в основном предлагается зарплата ниже 30 тысяч. Тогда как ее средний уровень в крае составляет 46 137 рублей, поэтому конкурентоспособность Ельцовского района на фоне других территорий низкая, – объясняет Капура. Вторым бичом дефицита кадров она называет теневую занятость, ведь неофициально устроенный человек может в любой момент уйти к другому.
Ельцовские предприниматели говорят, что местные бездельники пьянствуют, не желая работать, так как периодически получают пособие. Они предлагают властям вовсе запретить выплаты таким людям. В свою очередь Надежда Капура приводит факты, когда предприниматели сами отказываются принимать на работу безработных, подписывая им соответствующую бумагу из службы занятости. Получается замкнутый круг.
Начальник управления видит три выхода для работодателей: растить себе кадры, начиная со школы, переманивать их у других, предлагая лучшие условия, либо повышать производительность труда, модернизируя производство.
Вот и Онучина, чтобы хоть как-то существовать при остром дефиците персонала, хочет автоматизировать некоторые процессы, например работу склада, бухгалтерии, и ищет для этого IT-специалистов.