Михаил Пучканёв: «Хлебопечение сейчас — главный драйвер автоматизации»

8 февраля 2024, 13:26
·
Новости и события Союза
67

Больше 2 тысяч участников из сорока стран съехались в Москву на одну из главных ежегодных выставок продуктов питания, напитков и сырья для их производства — ПРОДЭКСПО-2024.

Это уже 31-я по счету выставка. И традиционно на ней широко представлены хлебопекарные предприятия, компании, поставляющие им сырьё и, конечно, оборудование. Но именно производители оборудования в последние годы - в особом фокусе внимания. Импортозамещение сейчас — в ТОПе главных задач отечественной промышленности.

Михаил Пучканёв, генеральный директор компании «РОССПЕЦХОЛОД», первый раз побывал на ПРОДЭКСПО в 2010 году. А с 2017-го его компания стала участвовать в экспозиции.

- Михаил Михайлович, чем ПРОДЭКСПО-2024 особенная? Вы, как опытный участник выставки, видите какие-то новации?

- Известные для нас холдинги всё чаще и всё больше на таких площадках презентуют и выводят на рынок новую продукцию, новые бренды. Это очень интересно увидеть. Сейчас, например, тренд на популярность готовых блюд. На заморозку. То есть на то, что облегчает людям жизнь и сберегает их время. Согласитесь - готовка еды в традиционном смысле занимает очень много времени. Люди заняты, много работают и устают, поэтому они не хотят тратить ещё силы и время там, где можно этого не делать. Например, купить продукты, полуфабрикаты в охлажденном или замороженном виде и приготовить вкусный обед или ужин с минимальными временными затратами. Важный момент: если раньше, покупая заморозку, мы получали продукт достаточно низкого качества, то сейчас продукты, которые подвергались заморозке, практически неотличимы от свежих. Технологии шагнули далеко вперёд, потому что крупные игроки борются за потребителя и вкладывают средства в развитие того, что потребителю нужно.

- А есть что-то, чего ПРОДЭКСПО не хватает?

- Скажу так: выставке не хватает свежего воздуха. Чем она популярнее и значимее (а она год от года всё популярнее и значимее!), тем больше участников, посетителей... Вы сами видели на открытии — людей больше, чем в московском метро в час пик. Экспоцентр замечательный, но он, к сожалению, имеет пределы. Поэтому с ростом популярности выставки экспозиция уплотняется, что было заметно даже в пандемию. А было бы замечательно, если бы выставка могла расти дальше.

- Кто из экспонентов лично Вам особенно интересен на ПРОДЭКСПО-2024?

- Мне интересно знакомиться с небольшими — часто семейными предприятиями. Обычно это те участники выставки, кто стоит в павильонах по периметру, потому что пока не может себе позволить места в центре. Но это профессионалы своего дела. Например, сыровары, которые объехали весь мир и сейчас делают свой хороший продукт по традиционным рецептам. Обычно это хорошие технологи, которые стремятся выбирать лучшее оборудование, хотя это сложно для маленького производства с точки зрения финансовой нагрузки. Но такие предприниматели думают о развитии... Конечно, крупные холдинги — молодцы, они презентуют интересные новинки. Но их продукцию мы и так каждый день видим во всех супермаркетах. А вот пообщаться с человеком, который именно сейчас строит свой бизнес и сам выводит продукт на рынок, невероятно интересно.

- Эффект от таких выставок есть?

- Эффект всегда есть. Если не в сию минуту заключенных контрактах, то в изучении трендов, получении обратной связи от партнёров. Сейчас вся наша экономика растёт. Для нас есть — и будут! - интересные задачи. Поэтому когда ты давно работаешь на рынке, то нужно присутствовать на информационном поле. На ПРОДЭКСПО приезжают наши заказчики, они подходят к стенду — и нам всегда есть что обсудить.
Практически все производители продуктов питания — наши действующие или потенциальные партнёры. Молочная, мясная, кондитерская, хлебобулочная промышленность. У всех производство так или иначе связано с «холодовой цепью», потому что на всех этапах - от получения сырья до выкладки продукции на полки - должны соблюдаться температурно-влажностные режимы.

- Вы упомянули хлебопекарную промышленность. Насколько хлебокомбинаты и пекарни интересны для «РОССПЕЦХОЛОДа» как партнёры?

- Очень интересны. Хлебопечение сейчас - основной драйвер автоматизации промышленности в нашей стране. Запрос от хлебопеков к производителям оборудования, то есть к нам, это не только оборудование для заморозки или охлаждения, но и автоматизация линий. Такого на данный момент ни в одном сегменте не наблюдается. И это очень мощный тренд! Кстати, практически со всеми членами Российского Союза Пекарей мы работаем — с теми, кто инвестирует в создание или модернизацию производств. С теми, с кем уже работаем, но они ещё не в РСП, рекомендуем обязательно вступить в Союз.

- Как объясняете, зачем?

- Всё очевидно. За минувший год Союз провёл около десяти мероприятий. Я успел посетить несколько предприятий как член РСП... Мало! Хотел бы больше, но, к сожалению, не хватает времени.
Союз — это интенсивное общение участников рынка, которое даёт толчок развитию всей промышленности. Это не может не радовать. Здесь идёт колоссальный обмен опытом. Хлебопекарная отрасль — единственная, которая не боится принимать у себя конкурентов. Члены РСП делятся друг с другом информацией, технологиями, обсуждают проблемы и вместе стараются их решать всем Союзом. РСП отстаивает интересы отрасли, добиваясь, например, принятия программ по субсидированию закупок оборудования. И банки, кстати, охотнее кредитуют членов Союза. Потому что с такой репутационной поддержкой от РСП производителям не приходится в одиночку доказывать, что отрасль важна. Вся эта дорожка укорачивается и становится гораздо приятнее.

- Давайте вернемся к теме заморозки. Почему она, на Ваш взгляд, вдруг так зазвучала?

- Потому что, как говорили участники Первого Арктического форума в Нарьян-Маре в прошлом году, заморозка предоставляет огромные возможности. Смотрите, на данный момент многие хлебозаводы имеют уникальный продукт. Каждый к традиционным сортам добавляет что-то своё, оригинальное, чем можно удивить рынок. Но как это доставить за пределы региона? Чтобы продукт был таким же свежим, полезным и вкусным, как в регионе производства? Ответьте, почему в Москве не продаётся хлеб из Томска? А в Краснодаре — из Тюмени? Потому что плечо доставки у «скоропорта» не очень большое. Но с помощью заморозки мы продляем сроки настолько, что можем видеть тюменский хлеб в Краснодаре, камчатский — в Самаре, владивостокский — в Москве и т. д. У каждого хорошего производителя есть фишка, которой он может поделиться за пределами региона. Не надо терять эту возможность! Зарубежные производители ведь её не теряют! Так что и нашим хлебопекарным предприятиям — тем, кто ещё не начал это делать, необходимо ставить оборудование для заморозки, разрабатывать свои технологии, поскольку для каждого продукта нужны свои условия, чтобы он не терял свои свойства... Кстати, у нас есть такие наработки.

- То есть будущее хлебопекарной отрасли — за заморозкой?

- Я очень жду, что Россия станет лидером хлебопечения в мире очень скоро - буквально в предстоящие 10 лет. Мы традиционно аграрная страна, где всегда любили и почитали хлеб. И он у нас замечательный. Поэтому мы обязательно завоюем мир хлебом, выпуская продукт с высокой добавленной стоимостью. И его будут ценить и кушать с удовольствием. Записала Марина Киселева.

Другие новости